Мышление человека, опираясь на предметную деятельность и на средства языка, может:
— организовать его восприятие и разрешить совершить скачек от чувственного к рациональному;
— позволить, опираясь на средства языка, передать сообщение, при этом кодировать мысль в речевом высказывании, и декодировать сообщение, раскрыв его внутренний смысл, а также быть специальной формой продуктивной деятельности.
Такое мышление упорядочивает, анализирует и синтезирует информацию, относит воспринимаемые факты к известным категориям и выходит за пределы непосредственно получаемой информации, делает выводы из воспринимаемых факторов и приходит к известным заключениям, при этом не располагая непосредственными фактами и исходя из получаемой словесной информации. Мыслящий человек прекрасно может рассуждать и решать логические задачи, не включая процесс решения в практическую деятельность. То есть, процесс мышления носит продуктивный характер.
При процессе формирования понятий, можно сказать, какую роль здесь играет слово. Это слово — продукт общественно – исторического развития, имеет сложное смысловое строение и становится объективной матрицей, которая формирует наши понятия. В процессе формирования высказывания, заметим, что перевод от свернутой мысли к развернутому суждению образовывается на основе объективно существующих синтаксических структур языка, которые тоже являются исторически сложившиеся матрицей, которая определяет движение мысли и лежит в основе формирования суждений. В дошкольном возрасте предметная отнесенность и ближайшее значение слов являются достаточно сложившимися, и простая коммуникация событий становится абсолютно доступной.
Но это не значит, что в настоящий момент ребенок может овладеть сложной формой «коммуникации отношений». Смысл всего этого (операции мышления) в том, чтобы понять логическую систему, которая находится в речевом сообщении или в силлогизме, и для того чтобы сделать научный логический вывод опираясь на сформулированные в силлогизме отношения.
Только одно условие для осуществления соответствующей логической операции в том, чтобы усвоить данную структуру логических отношений и сделать определенный вывод, который в любом случае определяется системой операций (алгоритм), заключенным в силлогизме. Во многих случаях ход мышления определяется готовым алгоритмом, который находится в логическом условии. Достаточно много мыслительных операций не определяется однозначным алгоритмом. Поэтому человек, который стоит перед не легкой задачей, должен отыскать решение, при этом определить неверные логические ходы и воспользоваться, определив, верными.
Этот характер содержит творческое мышление, важность которой появляется при решении любых сложных задач. Мышление может нарушиться при патологических состояниях мозга и может быть итогом одного из двух факторов:
— дефекта отвлечения и обобщения и изменения самого строения мыслительных процессов (условно назовем структурным типом нарушения мышления);
— нарушения направленности мышления, трудности удержать задачу и остановить преждевременные или неадекватные операции, которые возникают в результате понижения контроля (такой тип нарушения — динамический).